Завод «Петрозаводскмаш», являющийся в настоящее время филиалом компании «АЭМ-технологии», вошел в состав машиностроительного дивизиона ГК «Росатом в 2010 году. Комплексная программа модернизации, реализованная на «Петрозаводскмаш», опыт производства оборудования для предприятий нефтепереработки, а также оборудования для транспортировки и хранения отработанного ядерного топлива, позволили предприятию в достаточно короткие сроки освоить длинно-цикловое производство оборудования реакторной установки АЭС.
Тесное и плодотворное сотрудничество между компанией «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» и Филиалом АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводске длится уже многие годы. Основным направлением работы является развитие системы оперативного планирования и управления производством. Система Планирования и оперативного управления производством (ПОУП) в Филиале АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводске была внедрена в 2012 г. А уже начиная с 2013 года, было реализовано несколько проектов по ее развитию совместно с компанией «Неосистемы Северо-Запад ЛТД».
В начале сотрудничества по развитию системы Заказчиком были обозначены основные цели развития системы:
- Повышение качества управления производством за счет увеличения прослеживаемости движения полуфабрикатов в производстве;
- Повышение качества управления производством за счет возможности оперативного перепланирования;
- Сокращение непроизводительных трудозатрат и времени на расчет изделий длинного цикла изготовления и прогнозных калькуляций на производственные работы.
Отличительной особенностью системы ПОУП является пооперационный учет производственных операций для производства изделий с длинным циклом изготовления. Система ПОУП АО «АЭМ-технологии» включает в себя следующие подсистемы:
- Планирование;
- Управление производством;
- Управление логистикой внутри предприятия;
- Управление качеством;
- Управление ремонтами и обслуживанием оборудования;
- Управление закупками;
- Управление складом и запасами;
- Управление затратами и расчет себестоимости;
- Регламентированный учет;
- Управление финансами;
- Расчет калькуляций изделий;
- Расчеты с обособленными подразделениями;
- Планирование и бюджетирование;
- Отраслевая отчетность Госкорпорации Росатом;
- Управление продажами;
- Интеграция с другими системами и мобильными приложениями оперативного управления производственным процессом.
Одной из важнейших подсистем ПОУП является планирование производственных операций. В АО «АЭМ-технологии» конструкторско-технологическая документация подготавливается в отдельных специализированных PDM-системах. PDM-система или Product Data Management - это система управления данными об изделии, организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные технические объекты. Далее информация загружается в систему ПОУП в виде спецификаций и технологических карт, а при запуске заказов в производство разворачивается в пооперационный план-график производства.
В случае необходимости внести корректировки в технологический процесс, настройки подсистемы позволяют запустить модуль «Извещение об изменении» - это универсальный инструмент для технолога с возможностью сравнения изменений в технологии по принципу «было-стало». При загрузке новых спецификаций в системе хранятся все версии с момента запуска. Правила проведения технологический операций крайне строгие, но всё же возникают случаи, когда в существующей реальности есть возможность сделать по-другому. При возникновении подобной ситуации на усмотрение главного технолога разработана возможность временного отклонения от технологии. В системе есть возможность учета данных альтернативных технологий.
Учитывая большое количество заказов, одновременно находящихся в производстве, для балансировки производственных мощностей используется система планирования ORTEMS. В рамках совместной работы была реализована интеграция систем ПОУП и ORTEMS. В последнюю загружается план-график производства, степень и сроки обеспечения материалами, наличие и состояние рабочих центров с учетом текущих аварийных простоев и графиков ремонта (планово-предупредительного ремонта), устанавливаются приоритеты изготовления заказов и делается расчет плана. После расчета плана в ORTEMS данные загружаются обратно в ПОУП с указанием сроков начала и окончания производственных операций, критических дат обеспечения материалами.
В ходе развития системы ведется работа по переводу производственного персонала на работу с мобильных устройств. За этот период было разработано несколько мобильных приложений. Одним из таких приложений является «Рабочее место мастера производственного участка». В данном рабочем месте мастер цеха формирует задание на смену (электронный документ «Задание на производство»), на основании которого формируется документ «Отчет мастера цеха».
Еще одной из интересных задач в рамках сотрудничества стала задача по автоматическому перемещению в производстве. Так как детали проходят различные обработки в разных цехах и участках, существует необходимость отслеживания и контроля перемещений. Для перемещения деталей и сборочных единиц на последующую технологическую операцию используется подсистема управление логистикой. Мастером создается заявка на перемещение груза в системе ПОУП или в Мобильном приложении мастера производственного участка. Начальник смены на основании ранее полученных заявок, выдает задание на перемещение грузов сотрудникам, а затем отмечает фактическое выполнение заявки. Также можно отследить статус той или иной заявки и плановое время исполнения заявки с помощью отчетов о перемещениях и о фактах нарушений.
В подсистеме управление качеством специалистами была реализована опция подачи заявок на проведения исследований. Замеры, испытания и сертификация проводятся в нескольких отделах, объем документации существенный и был преимущественно в бумажном виде, что увеличивало затраты на сбор информации. Была поставлена задача занести эти данные в систему. Для этого документацию перевели в электронный вид и разработали мобильное приложение Лаборанта.
Среди отличительных особенностей выполнения данной задачи можно отметить следующие:
- Создание единых интерфейсов для создания заявок на выполнение измерений и испытаний с контролем правильности и полноты заполнения показателей измерений и испытаний, а также подготовки печатных форм обрабатываемых заявок;
- Создание системы статусов для определения текущего состояния заявки;
- Появление инструмента планирования, позволяющего поддерживать актуальную информацию о всех этапах движения заявок на испытания;
- Снижение доли бумажной работы у диспетчера службы контроля (перечень всех заявок в электроном виде с широкими возможностями для поиска и фильтрации результатов);
- Настройка полуавтоматического заполнения некоторых документов.
В случае возникновения отклонений при изготовлении в части обнаружения дефектов, для их исправления реализована возможность регистрации данных актов в системе ПОУП. Операции по устранению несоответствий включаются в план производства и плановую себестоимость на изготовление продукции, а также собирается статистика по дополнительным затратам в разрезе заказов, деталей, с указанием причин их возникновения.
Для управления ремонтами и обслуживанием оборудования в системе ПОУП используется подсистема технического обслуживания и ремонта (ТОиР), интегрированная с системой ORTEMS и системой мониторинга промышленного оборудования (СМПО). Реализованная интеграция с СМПО позволяет осуществлять мониторинг работы промышленного оборудования, фиксировать длительность и причины простоев, оценивать эффективность производственных процессов. А также реализована возможность загрузки в СМПО информации о выдаваемых сменно-суточных заданиях и считывания из нее отметок об их выполнении, а также циклов работы оборудования.
В самом конце 2020 года завершился проект, в рамках которого был успешно реализован новый пул задач. Более подробно об этом проекте, а также о разработанных мобильных приложениях можно узнать из нашей статьи. Автоматизированная система была сдана в промышленную эксплуатацию 29.12.2020. В рамках работы над этим проектом было автоматизировано 70 рабочих мест.
Отличительной чертой всех осуществленных проектов можно назвать жесткие сроки, которые должны быть соблюдены специалистами компании «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» при выполнении поставленных задач. Несмотря на сроки, сложность и количество параллельно отрабатываемых задач, руководители проектов со своей командой неизменно успешно достигают поставленных целей.
Некоторые детали сотрудничества компаний, а также особенности автоматизации машиностроительных предприятий и опыт компании «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» в этой сфере можно узнать из видеозаписи нашего совместного онлайн-мероприятия (посмотреть запись мероприятия).
Компания «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» готова принять запрос на выполнение задач любой сложности от Филиала АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» в г. Петрозаводске, а также от любого другого предприятия нашей необъятной Родины.
Если у Вас есть схожие потребности или возникли вопросы – напишите или позвоните нам:
(8142) 67-21-20, promo@neosystems.ru