С 2014 года ООО «Вятский фанерный комбинат» входит в состав Segezha Group корпорации АФК «Система» и является одним из ведущих производителей фанеры, объем которой в 2020 г. составил 192 тыс. м3. В настоящее время комбинат обладает значительными производственными возможностями и оснащен современным оборудованием, что позволяет выпускать широкий спектр продукции, которая отвечает требованиям российских и зарубежных стандартов качества. Качество сырья и материалов, жесткий технологический и производственный контроль, высокотехнологичное оборудование – это то, что позволяет комбинату занимать лидирующие позиции в отрасли.
Успешное сотрудничество специалистов комбината и компании «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» длится уже не один год. Совместно реализован проект по созданию специализированной MES-системы на платформе «1С» для управления оперативными производственными процессами и оперативного учета производства. Следующим этапом проекта стало развитие MES-системы для решения ряда задач по контролю и производству продукции точно под заказ клиента, снижению доли брака в части:
-
Организации автоматизированного попередельного учета движения полуфабрикатов и готовой продукции;
-
Оперативного планирования потребностей в шпоне для клейки фанеры под заказ;
-
Организации прослеживаемости изготовления продукции.
В рамках проекта развития MES-системы предприятия были реализованы следующие функции:
-
Ведение подробных спецификаций на склейку фанеры - схемы наборки пакетов;
-
Фиксирование планового выхода сухого шпона;
-
Расчет потребностей в готовой продукции и полуфабрикатах;
-
Формирование сменно-суточных заданий по переделам и линиям на основании заказов клиентов;
-
Оперативный посменный контроль выполнения заказов на производство в м3 и листах, контроль незавершенного производства;
-
Контроль работы смен в соответствии с календарным графиком;
-
Регламентные процедуры по закрытию смен;
-
Регистрация результатов работы производства через рабочие места на стационарных ПК;
-
Оперативное отражение производственных операций на автоматизированных рабочих местах (киосках);
-
Обмен с автоматизированными рабочими местами - киосками;
-
Анализ данных, загружаемых с киосков;
-
Анализ данных:
- Оперативное планирование производства, а именно: сколько планировали произвести за смену, сколько произвели и сколько осталось произвести продукции по заказам на производство;
- Сравнение плана по производству с его фактом,
- Анализ прослеживаемости продукции, а именно состав пачек фанеры.
Поставленные перед специалистами компании «Неосистемы Северо-Запад ЛТД» задачи требовали проектного подхода: сбора требований и анализа технической архитектуры, адаптации и тестирования системы. В результате выполнения работ, совместно с представителями Заказчика, были достигнуты основные цели проекта, решены следующие задачи:
-
Организован серийный учет на всех переделах;
-
Реализован обособленный учет фанеры под заказы клиентов;
-
Оперативная регистрация в MES-системе данных по выпуску и потреблению c помощью автоматизированных рабочих мест;
-
Минимизировано количество ошибок пользователей;
-
Выполнение сменно-суточного планирования полуфабрикатов с учетом потребностей в готовой продукции по заказам клиентов;
-
Автоматическое выполнение расчета потребностей в сухом шпоне в соответствии со схемами наборки пакетов фанеры и плановыми возможностями по образованию шпона.
Из особенностей проекта хочется отметить, что он был реализован в максимально удаленном формате работы. Очно проводилось только интервьюирование экспертной группы предприятия с целью сбора требований к будущей системе. К выполнению работ по развитию системы, на разных этапах, активно привлекались специалисты комбината. Например, автоматизированные рабочие места на участках наборки и шлифования были реализованы силами специалистов предприятия на Java. Автоматизация остальных рабочих мест на производстве проводилась силами специалистов компании «Неосистемы Северо-Запад ЛТД». Были разработаны отдельные автоматизированные рабочие места в основной конфигурации и конфигурация с приложением для киосков:
-
Рабочее место учетчика – регистрация потребления полуфабрикатов и выпуск полуфабрикатов или готовой продукции;
-
Рабочее место - монитор учетчика для просмотра данных о выпуске продукции и потреблении сырья, загружаемых в MES-систему с киосков на линиях;
-
Рабочее место оператора раскряжевки - регистрация факта раскряжевки для отражения выпуска чураков, списания их на лущение и выпуск отходов;
-
Рабочее место оператора починки фанеры - для отражения операций по починке фанеры с возможным понижением сорта и перекомплектации пачек готовой продукции.
Реализованы доработки системы в части:
-
Интеграции MES-системы с автоматизированными рабочими местами на линиях наборки фанеры с целью передачи на киоск данных по заданию на смену, рецептуре и автоматическая загрузка в MES-систему данных о списании шпона, а также выпуске фанеры;
-
Интеграции MES-системы с автоматизированными рабочими местами на линии шлифования и сортировки фанеры с целью передачи на киоск данных о свойствах отсканированной пачки фанеры и автоматическая загрузка в систему MES данных о списании и выпуске на переделе.
В рамках развития MES-системы и в результате совместной деятельности специалистов предприятий было автоматизировано 14 специализированных рабочих мест. В настоящее время в разработанной системе управления производством работает 90 пользователей на 54 автоматизированных рабочих местах.
Дальнейшее сотрудничество компаний будет направлено на развитие системы в части автоматизации рабочих мест на производстве, реализации новых приложений для киосков. Планируется интеграция MES-системы с системой PI (Plant Information) System - информационной системой, обеспечивающей сбор, хранение, обработку и представление в едином формате данных с производственного оборудования.