Письмо Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097
Минфин России рассмотрел вопрос о том, должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение топлива для служебного автомобиля.
Финансовое ведомство указало, что расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) НК РФ не нормируются. Однако для определения обоснованности таких затрат налогоплательщик вправе использовать Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р.
Финансовое ведомство уже не в первый раз указывает на то, что применение нормативов Минтранса России является правом, а не обязанностью организации. При этом Минфин России отмечает, что в отношении моделей и марок автомобилей, для которых такие нормы не утверждены, можно применять нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями. Эти нормы вводятся в организации специальным приказом. До издания такого приказа организация может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. (см. письма от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61).
Однако в прочих своих разъяснениях Министерство неоднократно отмечало, что организация, использующая служебный автомобиль, обязана соблюдать установленные Минтрансом России нормы (см., например, письма от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).
При этом в имеющейся на данный момент судебной практике сформировано противоположное мнение. Рассматривая споры о правомерности нормирования расходов, арбитражные суды указывают, что утвержденные Минтрансом России нормы носят рекомендательный характер. В связи с этим применять их в хозяйственной деятельности организация не обязана. Кроме того, НК РФ не требует нормировать соответствующие расходы (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 № А27-8757/2011, ФАС Московского округа от 25.09.2007, 28.09.2007 № КА-А41/9866-07, ФАС Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29).
Для того чтобы избежать споров с контролирующими органами, налогоплательщик все-таки должен нормировать расходы на приобретение ГСМ для служебных автомобилей. Однако, учитывая сложившуюся арбитражную практику, организация может обратиться в суд, отстаивая свою позицию. Вероятность положительного судебного решения в этой ситуации весьма высока.