1С:Психодиагностика образовательного учреждения

Возможности

"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" представляет собой инструментарий для проведения компьютерной психодиагностики детей и подростков, для сбора и консолидации результатов тестирования.

В новый программный продукт включены все психодиагностические методики из решений "1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия" и "1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия", которые в настоящее время внедрены и используются более чем в 3 000 образовательных учреждениях России, например:
  • 200 школ ЮЗАО Москвы автоматизированы с помощью программы "1С:Школьная психодиагностика" (г. Москва).
  • Внедрение программы "1С:Школьная психодиагностика" в ГОУ МО "Губернский профессиональный колледж" (г. Серпухов).
  • Социальный приют для детей "Надежда" использует программы "1С:Школьная психодиагностика", "1С:Дошкольная психодиагностика" (г. Красноярск).
  • Внедрение "1С:Дошкольная психодиагностика" в детском саду №16 "Кораблик" (г. Нижний Новгород).
  • Внедрение программного продукта "1С:Дошкольная психодиагностика" в МОУ Детский дом-школа Советского ГО (г. Калининград) и др.
Как и базовые версии, новый программный продукт "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" разработан при поддержке группы ведущих психологов МГУ им М.В. Ломоносова под общим руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.

Ключевые отличия программного продукта от базовых версий:
  • Поддержка многопользовательской работы.
  • Открытый конструктор психодиагностических методик, обеспечивающий добавление в программу пользователями методик, используемых ими в практической работе.
  • Возможности для разработки (включая валидизацию) собственных методик.
  • Загрузка обезличенных результатов тестирования из базовых версий "1С:Школьная психодиагностика" и "1С:Дошкольная психодиагностика".
  • Обобщение данных тестирования учащихся и построение отчетов за район, округ, регион.
Таким образом, новый программный продукт дополняет линейку решений для специалистов-психологов.

Программный продукт создан при поддержке "Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" в рамках НИОКР "Проектирование и исследование автоматизированной информационной системы компьютерной психодиагностики детей и подростков" в 2011-12 г.г.

Для кого предназначен программный продукт

Программа "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" предназначена для использования в учреждениях системы образования и социальной защиты, таких как:
  • Крупные (в штате есть несколько психологов) детские сады, школы и детские дома.
  • Центры социальной помощи семье и детям.
  • Центры медико-психолого-педагогической помощи.
  • Органы управления образованием и социальной защиты (департаменты, комитеты, региональные министерства образования и т.д.).
Примером использования является развертывание прототипа программного продукта в Юго-Западном окружном управлении образования Департамента образования города Москвы.

Преимущества использования программы для пользователей

Программа реализована при помощи новейших IT-технологий, разработанных фирмой "1С", а также лучших разработок ведущих специалистов в области психологии личности и возрастной психологии, что обеспечивает ряд преимуществ при ее использовании:
  • Улучшение качества психологического сопровождения воспитательного процесса за счет применения современных и проверенных методик.
  • Повышение производительности труда психологов за счет ускорения обработки данных.
  • Снижение вероятности ошибок в результатах расчета психодиагностического исследования.
  • Автоматизация процесса написания психодиагностических заключений.
  • Соблюдение конфиденциальности психологической информации посредством разграничения прав доступа пользователей и паролем.
Комплект видео-уроков по работе с программой помогает ускорить ее освоение.

Региональный проект

Развертывание программы "1С:Психодиагностика образовательного учреждения" в масштабах региона или округа обеспечивает целый ряд дополнительных возможностей для обобщения и анализа данных психодиагностических исследований на основе консолидации результатов психологического тестирования.

Таким образом, программа становится эффективным инструментом, обеспечивающим поддержку управленческих решений по совершенствованию ситуации в системе образования и социальной защиты.

Переход на редакцию 2.0

Редакция 2.0 программного продукта «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» предоставляется зарегистрированным пользователям в предусмотренном для них порядке обновления версии конфигурации и платформы. Порядок и условия предоставления обновлений указаны в регистрационной карточке программного продукта. Для пользователей необходимо иметь действующий договор информационно-технологического сопровождения 1С:ИТС.

Редакция 2.0 выпускается только в формате версии 8.3 платформы «1С:Предприятие», и ее невозможно будет использовать с версией 8.2 платформы. Поэтому при переходе на данную редакцию необходимо также перейти на платформу «1С:Предприятие 8.3».

Для этого нужно установить версию платформы «1С:Предприятие 8» не ниже 8.3.5.1248 и версию конфигурации «Психодиагностика образовательного учреждения» не ниже 2.0.1.1 и выполнить обновление версии платформы и конфигурации в режиме «Конфигуратор». Поддерживается обновление с версии конфигурации «Психодиагностика образовательного учреждения» 1.0.2.1 и версии платформы не ниже 8.2.19.106.

Все накопленные в информационной базе данные будут сохранены.

Версия 2.0.1.1 конфигурации «Психодиагностика образовательного учреждения» опубликована на сайте поддержки пользователей http://users.v8.1c.ru/.

Версия 8.3.5.1248 платформы опубликована на сайте поддержки пользователей http://users.v8.1c.ru/, а также в составе январского выпуска 1С:ИТС за 2015 год.

Перечисленные дистрибутивы также можно получить через партнеров фирмы «1С».

Поддержка редакции 1.0 и 2.0

Поддержка редакции 1.0 конфигурации «Психодиагностика образовательного учреждения» начиная с 1 января 2016 года не планируется.
Фирма «1С» рекомендует пользователям программного продукта «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» переходить на новую редакцию 2.0.

Краткое описание функциональных возможностей

  • Хранение информации о тестируемых, родителях, учителях в единой базе данных.
  • Хранение результатов тестирования.
  • Ведение истории работы психолога с тестируемым.
  • Тестирование на любом компьютере при помощи проекторов.
  • Поддерживаются батареи тестов.
  • Ввод и обработка данных с бумажных бланков, сформированных в программе.
  • Автоматический расчет результатов тестирования.
  • Сравнение результатов тестирования отдельных тестируемых.
  • Формирование выборок результатов тестирования: по классам (группам), полу, возрасту и так далее.
  • Сравнение средних профилей выборок и отдельных результатов тестирования.
  • Загрузка данных по учащимся и структуре учебного заведения из других программ, например, из "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".
  • Выгрузка заключений психолога в программу "Электронный паспорт здоровья школьника".
Кроме того, программа поддерживает ряд дополнительных возможностей:
  • Создание собственных тестов различной сложности, в том числе, тестов уровня Кеттелла (по сложности расчетов результатов) и Амтхауэра (сложность представления стимульного материала).
  • Адаптация методик с учетом собранных результатов тестирования на основе методов математической статистике – расчета показателей описательной статистики, корреляций между шкалами и пунктами ответов и т.д.
  • Учет образовательных учреждений и районов. Построение сводных аналитических отчетов по районам и учреждениям.

Методики, реализованные в программе

Программа включает 50 методик, обеспечивающих оценку:
  • Индивидуальных особенностей ребенка.
  • Уровня развития познавательной сферы (сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, воображение, креативность).
  • Готовности к школе.
  • Мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности.
  • Социально-психологической адаптации в коллективе.
  • Детско-родительских отношений.
  • Различных аспектов девиантного поведения учащихся.
  • Уровня различных способностей и задатков.
Программа поддерживает проведение профориентации и профконсультации.

Рекомендации по внедрению программы

"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" может быть внедрена:
  • В отдельном учреждении. Используется файловый или клиент-серверный варианты развертывания.
  • В сети образовательных учреждений. Создается распределенная информационная база, в качестве узлов также используются информационные базы на основе конфигураций "1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия" и "1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия".
Внедрение программы в отдельном учреждении целесообразно в том случае, если задача, стоящая перед клиентом, отвечает одному из перечисленных условий:
  • В учреждении работают несколько специалистов-психологов. Необходимо обеспечить совместную многопользовательскую работу в программе.
  • Психологи учреждения работают как со школьниками, так и с дошкольниками.
  • Психологам необходим функционал по реализации новых тестов в программе. Это может быть потребность в реализации собственных разработок, либо тестов, знакомых психологу из открытых источников.
  • Психологами учреждений востребованы возможности разработки собственных тестов и адаптации существующих методик: оценки нормальности распределения, выработки норм и т.п.
"1С:Психодиагностика образовательного учреждения" поддерживает реализацию масштабных проектов автоматизации работы специалистов-психологов на основе создания распределенной информационной базы. В качестве периферийных узлов могут выступать информационные базы с конфигурациями:
  • "1С:Школьная психодиагностика".
  • "1С:Дошкольная психодиагностика".

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ "1С:ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

Учет структуры образовательных учреждений:
  • Учет образовательных учреждений.
  • Учет районов, на территории которых находятся образовательные учреждения.
  • Учет классов (групп) образовательных учреждений.
Учет тестируемых:
  • Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.
  • Родителей и опекунов.
  • Специалистов, работающих с детьми.
Разработка шкал:
  • С предусмотренной пользователем системой оценок.
  • Интегральных (вторичных), расчет которых ведется на основании результатов по другим шкалам на основе произвольной формулы.
Разработка тестов:
  • Использующих одну или несколько шкал.
  • Поддерживающих произвольное количество вопросов с ответами 9 различных типов (выбор одного варианта ответа, выбор нескольких вариантов ответа, открытый ответ и т.д.).
  • Содержащих несколько разделов.
  • Поддерживающих настройку представления заключения по тесту (отображать или не отображать диаграмму, время ответов на вопросы и т.д.).
  • Учет норм и интервальных интерпретаций для тестов.
  • Объединение тестов в батареи.
Различные режимы проведения тестирования:
  • В самой программе, в том числе, и по сети.
  • При помощи проекторов, вне программы.
  • На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.
Анализ результатов тестирования:
  • Построение произвольных выборок результатов тестирования (по району, образовательному учреждению, классу, возрасту тестируемых и т.д.).
  • Сравнение выборок и отдельных результатов тестирования.
Адаптация методик на основе расчета различных статистических показателей:
  • Описательной статистики распределения.
  • Описательная статистика включает в себя среднее, дисперсию, асимметрию, ошибку асимметрии, эксцесса, ошибку экцесса.
  • Нормальности распределения по критерию Хи-квадрат.
  • Корреляцию Пирсона между шкалами опросника и оценку достоверности корреляции.
  • Точечно-бисериальной корреляции для вариантов ответов теста.
  • Корреляции балла по вопросу с результатом по шкале.
  • Корреляции номера ответа с результатом по шкале.
  • Показателя альфа-Кронбаха для определения внутренней согласованности пунктов теста.
Учет работы (согласно приказу Минобразования России от 01.03.2004 № 945. "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений" и инструктивному письму Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886-6. "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения)":
  • Ведение списков видов работы.
  • Фиксация проделанной работы в программе.
  • Подготовка отчетной документации о проделанной работе.
Настройка и администрирование программы:
  • Создание распределенной информационной базы данных, в том числе с узлами в виде информационных баз базовых версий ("1С:Школьная психодиагностика" и "1С:Дошкольная психодиагностика ").
  • Интеграция с программными продуктами "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" и "Электронная карта здоровья школьника".
  • Возможности "1С:Библиотеки стандартных подсистем 8.2" (БСП) по использованию дополнительных отчетов и обработок, формированию печатных форм, групповому изменению объектов, поддержки напоминаний пользователя и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК, РЕАЛИЗОВАННЫХ В ПРОГРАММЕ "1С:ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

  • Индивидуально психологические особенности:
    • Оценка уровня агрессии:
      • диагностика состояния агрессии (Опросник А.Басса – А.Дарки);
      • методика «Тест руки» Э. Вагнера;
      • опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.
    • Оценка уровня тревожности:
      • методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»;
      • шкала самооценки тревожности Ч. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (Опросник Ч. Спилбергера – Ю.Л. Ханина);
      • диагностика школьной тревожности (Школьная тревожность) E. Амен;
      • методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Опросник Филлипса).
    • Исследование самооценки:
      • методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан);
      • методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (Исследование самоотношения);
      • тест эгоцентрических ассоциаций (ТЭА).
    • Исследование темперамента:
      • шкала оценок для измерения реактивности методика Я. Стреляу для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся (Шкала Стреляу);
      • методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).
    • Исследование креативности:
      • субтест «Необычное использование» (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности);
      • опросник креативности Д. Джонсона.
    • Оценка познавательной сферы:
      • групповой интеллектуальный тест (разработан Дж. Ваной. адаптация М. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой);
      • методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления «Полянки»;
      • групповой интеллектуальный тест, формы A и Б;
      • тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
    • Оценка ценностных ориентаций:
      • методика исследования мотивационных установок «Пословицы» (Методика «Пословицы»);
      • ценностный опросник С. Шварца.
    • Оценка других психологических характеристик:
      • подростковый вариант личностного опросника Р. Кеттела;
      • методика «Направленность личности в общении (НЛО)» С.Л. Братченко;
      • методика диагностика развития личности школьника Л. М. Шипицына, Л. С. Шпиленя (Карта личностного развития);
      • патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).
    • Склонность к аддиктивному поведению:
      • анкета «Исходная оценка наркотизации» Г.В. Латышев (Оценка наркотизации);
      • методика выявление подростков склонных к наркотизации методом семантического дифференциала А.В. Иванов, С.В. Иванова темперамента (Склонность к наркотизации);
      • методика определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел, мужская и женская формы (Методика «СОП»).
  • Адаптация в коллективе:
    • Методика определения стратегий поведения в конфликте К. Томаса (Опросник Томаса).
    • Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).
    • Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА К. Роджерса и Р. Даймонда).
    • Карта экспертной оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН).
    • Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.
    • Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.
    • Опросник для измерения толерантности Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 12 лет.
    • Экспресс-опросник «Индекс толерантности».
  • Детско-родительские отношения:
    • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей от 3 до 10 лет (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис).
    • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей от 11 лет до 21 года (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис).
    • Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).
  • Готовность к школе:
    • Методика определения мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург).
    • Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой).
    • Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «Я в школе» (Хоментаускас Г.Т., модификация Захаровой Е.И.).
    • Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).
    • Методика изучения мотивации учения (Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л. и др.).
    • Методика определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности «раскрашивание кружков».
    • Методика «Проба на произвольность» (модификация методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).
    • Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика «Расписание»).
    • Методика оценки функций контроля и рабочей памяти «Сердечки и цветочки».
  • Профориентация:
    • Активизирующая профориентационная методика Н.Н. Пряжникова «Будь готов».
    • Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.
    • Тест «Склонность к риску» Г. Шуберта (Склонность к риску Г. Шуберта).
    • Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.