12 мая 2011 года на заседании Президиума ВАС РФ был рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с необходимостью оптимизации нагрузки на судей Российской Федерации».
Дата публикации: 20 Июня 2011


12 мая 2011 года на заседании Президиума ВАС РФ был рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с необходимостью оптимизации нагрузки на судей Российской Федерации». Проект самым непосредственным образом затрагивает интересы налогоплательщиков: в качестве одной из основных мер предлагается серьезное увеличение размеров государственной пошлины по делам об оспаривании решений налоговых и таможенных органов, а также органов ПФР и ФСС России.

Согласно проекту государственную пошлину по таким делам, рассматриваемым в арбитражных судах, предложено уплачивать в следующих размерах:
- при подаче заявления о признании ненормативного правового акта о взыскании налогов, сборов, пошлин, страховых взносов, таможенных платежей, а также недоимок, пеней и штрафов по ним недействительным, о признании решения о взыскании налогов, сборов, пошлин, страховых взносов, таможенных платежей, а также недоимок, пеней и штрафов по ним незаконными, при размере оспариваемых заявителем требований:
для организаций:
    - до 100 000 рублей - 4 процента размера оспариваемых требований, но не менее 2 000 рублей;
    - от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
    - от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
    - от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
    - свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
для физических лиц:
    - 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствии с настоящим подпунктом организацией в зависимости от размера оспариваемых требований.
Напомним: сейчас государственная пошлина по таким делам уплачивается в фиксированном размере - 2 тысячи рублей.

Подателям апелляционных и кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре дел в порядке надзора тоже придется потратиться. Вместо нынешней 1 тысячи рублей за апелляционную и кассационную жалобу (заявление о надзорном пересмотре пошлиной не оплачивается) их подателям придется заплатить соответственно 150, 170 и 250 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления в суд первой инстанции.

Обращает на себя внимание формулировка «ненормативный правовой акт о взыскании налогов, сборов, пошлин, страховых взносов, таможенных платежей, а также недоимок, пеней и штрафов по ним». При всем уважении к разработчикам проекта, примененная ими терминология представляется небезупречной. Прежде всего, решения, принимаемые налоговыми органами по результатам проверок, не вполне корректно называть ненормативными правовыми актами о взыскании налогов, пеней и штрафов. Решение о взыскании представляет собой совершенно самостоятельный документ.

Впрочем, огрехи в юридической технике - далеко не самая большая проблема. Совершенно очевидно, что для многих налогоплательщиков обращение в арбитражный суд, ныне вполне доступное, в случае принятия проекта, станет довольно дорогим удовольствием.

С другой стороны, увеличение размера государственной пошлины должно заставить налоговые и другие государственные органы более ответственно относиться к принимаемым ими решениям. Ведь в случае проигрыша дела, сумма государственной пошлины подлежит не возврату из бюджета, а взысканию с государственного органа.

Ознакомиться с законопроектом, а также с видеозаписью его обсуждения, можно на официальном сайте ВАС РФ (http://www.arbitr.ru/vas/presidium/prac/35111.html)

Бухгалтеру Законодательство

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ