Внесены очередные изменения в части первую и вторую НК РФФедеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ
Дата публикации: 23 Августа 2013


Внесены очередные изменения в части первую и вторую НК РФ
Документ

Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ"

Комментарий

Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Рассмотрим их подробнее.

Изменен порядок уведомления налоговых органов о деятельности организаций

Теперь налогоплательщики не должны уведомлять инспекцию о своем участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью (пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Не нужно также уведомлять налоговиков и о реорганизации и ликвидации юридического лица (пп. "б" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Уточнен порядок направления инспекциями документов, способ представления которых прямо не установлен НК РФ

Так, если порядок передачи документов, направляемый налоговыми органами при реализации их полномочий в сфере налоговых правоотношений, прямо не прописан в НК РФ, они направляются лицу, которому адресованы, или его представителю под расписку, заказным письмом или могут быть переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом если лицо обязано представлять декларацию в электронной форме, то инспекция отсылает ему эти документы по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Расширен перечень обязанностей налоговых органов

Инспекции обязаны теперь представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по процентам, об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам выдаются в течение 5 дней, а справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего запроса (пп. "а" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

На налоговые органы также возложена обязанность предоставлять выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (пп. "г" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Уточнен порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах в банках и электронных денежных средств

Комментируемый закон определил перечень случаев, когда решение инспекции на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика может приостанавливаться (пп. "б" п. 7 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Это может происходить:
· при принятии инспекцией решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
· при наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента), находящиеся в банках;
· по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.

При этом действие поручения на списание и перечисление средств возобновляется по решению инспекции об отмене приостановления.

Кроме того, установлен перечень оснований, по которым инспекция может отозвать неисполненные (полностью или частично) поручения на списание и перечисление денег. К таким основаниям относятся:
· изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
· исполнение обязанности налогоплательщиком, в том числе в связи с произведенным зачетом;
· списание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ст. 59 НК РФ;
· уменьшение сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;
· если банк предоставил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании.

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Установлен порядок округления суммы налогов

Теперь указано, что сумма налога исчисляется в полных рублях. При этом сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 и более копеек округляется до полного рубля (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Напомним, что ранее такой порядок был установлен только для НДФЛ.

Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной

Теперь установлено еще одно основание, по которому недоимка и задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию. Это вынесение постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки в случае, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам не превышает 100 тыс. рублей для организации и 10 тыс. рублей для граждан (пп. "а" п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

При этом соответствующее решение принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика (пп. "б" п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Скорректирован порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа

Комментируемый закон внес коррективы в порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа. Так, заявление о предоставлении инвестиционного кредита теперь не обязательно подавать одновременно с заявлением об отсрочке или рассрочке по уплате налога и (или) сбора (пп. "а" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Кроме того, установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено, помимо залога имущества и поручительства, еще и банковской гарантией (пп. "б" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменен срок направления требования об уплате налога по результатам налоговой проверки

Он составляет теперь 20 дней, ранее был установлен срок 10 дней. При этом, если недоимка и задолженность по пеням и штрафам, относящейся к ней, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее одного года со дня ее выявления. Аналогичный срок установлен и для требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов (подпункты "б" и "в" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Банковская гарантия – новый способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов теперь может обеспечиваться не только залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, но и банковской гарантией (пп. 19 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Так, п. 2 ст. 74.1 НК РФ устанавливает, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней, если последний не сделает это сам в установленный срок. При этом предоставить ее может лишь банк, включенный в перечень, утвержденный Минфином России.

Кроме того, установлен перечень требований, предъявляемых к банковской гарантии (п. 19 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ):
· она должна быть безотзывной и непередаваемой;
· не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены ст. 74.1 НК РФ;
· срок банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязанности по уплате налога не менее чем на 6 месяцев;
· сумма гарантии должна покрывать в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;
· она должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, если он не выплатил их в установленный срок.

Необходимо отметить, что указанная гарантия обязательна для исполнения банком. При этом единственным основанием для отказа в удовлетворении требований инспекции для гаранта является окончание срока, на который гарантия выдана. Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.

Изменен порядок наложения ареста на имущество

Нововведением является тот факт, что по просьбе организации-налогоплательщика инспекция может заменить арест имущества залогом (пп. "в" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Необходимо отметить, что теперь инспекция может наложить арест на имущество организации до вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Это возможно после вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств) в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ (пп. "а" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом арест возможен только в случае, если на счетах организации выявлен недостаток или отсутствие денежных средств (отсутствуют электронные денежные средства) или если у инспекции нет информации о счетах организации (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменен порядок определения места нахождения транспортных средств

Так, местом нахождения транспортных средств, не являющихся морским, речным и воздушным транспортом, признается место нахождения (жительства) их собственника (пп. "в" п. 24 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Ранее местом их нахождения также признавалось место государственной регистрации.

Изменены сроки представления письменных возражений

Увеличен срок представления возражений на результаты налоговой проверки. Теперь он составляет один месяц (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Напомним, что ранее возражения по акту налоговой проверки надо было предоставить в течение 15 дней с момента его получения.

Следует также отметить, что комментируемым законом изменен порядок производства по делам о правонарушениях. Так, увеличен срок для представления в налоговый орган письменных возражений по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. Он составляет один месяц (пп. "а" п. 32 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Кроме того, установлен срок, в течение которого инспекция обязана ознакомить лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Он составляет 2 дня (пп. "а" п. 31 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой

Комментируемым законом установлено, что обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета налога). Такие нововведения отражены в пп. "б" п. 31 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ.

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Ответственность за налоговые правонарушения

Изменена формулировка п. 2 ст. 126 НК РФ. Теперь за непредставление сведений о налогоплательщике к ответственности могут привлекаться не только организации, но и физические лица (пп. "а" п. 35 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом размер штрафа для физических лиц ограничен тысячей рублей.

Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.

Кроме того, изменению подверглась формулировка абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ. Из данной нормы убрано указание на субъект правонарушения – налогоплательщики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к ответственности за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения может быть привлечен не только налогоплательщик, но и налоговый агент (пп. "б" п. 34 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Помимо этого, ответственность в рамках данной нормы распространяется теперь и на предпринимателей (пп. "а" п. 34 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Комментируемый закон внес изменения в порядок привлечения к ответственности за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Ранее за эти деяния наступала ответственность по ст. 129.1 НК РФ. С 1 января 2014 года ответственность за них будет наступать по ст. 126 НК РФ. При этом по ст. 129.1 НК РФ инспекция сможет привлечь за непредставление (несвоевременное представление) истребуемой информации (пп. "б" п. 29 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменен порядок возврата (зачета) НДС

Теперь, если налогоплательщик не представил заявление о возврате (зачете) НДС до дня вынесения решения о возмещении, то налог возвращается в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом положения п.п. 7 – 11 ст. 175 НК РФ, регламентирующие начисление процентов за несвоевременное возмещение налога, применяться не будут.

Изменения коснулись и заявительного порядка возмещения НДС. Так, срок банковской гарантии в данном случае должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).
Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.


Бухгалтеру Законодательство

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ